Форум » История сел » Старокульшарипово » Ответить

Старокульшарипово

Ильдар Идрисов: Здравствуйте земляки! Во-первых, хотел бы поблагодарить основателя этого сайта. Уверен, что он делает благородное и очень полезное дело. Кульшарипово наше всегда славилось трудолюбием. Даже в наше не очень благоприятное для села времена, когда разваливается и промышленность, и сельское хозяйство по всей стране, в Кульшарипово вопреки всему сохранился колхоз. Поля не заброшены, как в некоторых соседних селах, на них выращивается неплохой урожай. Животноводство хоть и уменьшилось по сравнению с недавним прошлым, но поддерживается на достойном уровне. Пока в селе работает средняя школа и Дом культуры. Что касается истории села. Хочется думать, что у жителей села должны остаться еще документы а также воспоминания стариков, которые можно было бы выложить сюда для потомков... Если постараемся и выложим даже разрозненные вспоминания, истории и легенды, может сложиться полезная и интересная картина прошлого родного села. У меня же мало документов по истории с. Старокульшарипово. То, что читал и слышал - больше похоже на легенды. Из более-менее достоверных есть сканированные статьи из районной газеты. Выкладываю статью про моего деда, Идрисова Шарипа Мударисовича. Хоть она и написана про конкретных людей, однако это вспоминания о недавней нашей истории и может быть интересна нашим детям. http://radikal.ru/fp/15ed7a8f3e984402806d963011985bd7

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Yalgiz Bure: Привет, Ильдар! Кроме меня, наверное, вряд ли кто еще откликнется. После появления социальных сетей (Мой Мир, Одноклассники, Вконтакте...) сюда мало кто заглядывает. Чаще, чем реальные люди, здесь появляются боты поисковиков Гугл, Яндекс, Рамблер.... :( Вы, вероятно, какие-то родственники с, писавшим здесь ранее (в одной из веток), Хамидуллиным Маратом, который является потомком Идрисова Махмутзяна. Думаю в те годы, когда Кульшарипово было значительно меньше (в середине 19в.), с фамилией Идрисов в селе могли быть только родственники... Насчет воспоминаний и легенд о Кульшарипово. Если они есть где-то записанные, было бы хорошо если бы ты выложил сюда или прислал их мне. Пусть даже они больше похожи на сказку, но все равно какая-то доля правды в них, вероятно есть. Во всех историях, написанных школьниками в 1950-х (они выложены на сайте) самой, на мой взгляд, близкой к реальной является история Старомукменево ( http://asekeevo.com/tamjan.htm ). Почти все в ней написанное подтверждается и другими источниками. Но и в ней есть значительные нестыковки. Например, в ней названы одни из сыновей Кульшарипа - Мукмин и Валид. Хотя на самом деле сыном Кульшарипа является только Мукмин, а Валид - это это уже его внук... В некоторых легендах говорится, что земли, на которых появились наши села, были жалованы разными царями: Николаем I, Екатериной II, Иваном Грозным... Это действительно так, тарханные грамоты на эти земли были даны кем-то из царей и, вероятно, еще Казанскими ханами. Во многих легендах говорится, что основатели наших сел явились сюда из Казани (т.е. из Татарии). Это, косвенно, подтверждается и другими источниками. Во-первых, в основании многих сел приняли участие потомки рода Монаша, который был из нынешнего Рыбно-Слободского р-на Татарстана. А, во-вторых, Кулшарип, который основал село Кульшарипово (и некоторые др.), в общем-то, тоже перебрался в наши места из нынешнего Альметьевского р-на Татарстана. Сам Кульшарип из племени Тамьян, из рода Шагмана. Сейчас большинство представителей этого племени считаются (и являются) башкирами. Но в те годы, когда были основаны наши села, это племя еще не было башкирским. А если бы они проживали на территории Татарстана, то сейчас представители этого племени, думаю, называли бы себя татарами. Но в истории нет сослагательного наклонения... Поэтому, на мой взгляд, категорично утверждать, что некоторые из наших сел основаны башкирами, нельзя.

Ильдар Идрисов: Здравствуйте Ренат абый! С Хамидуллиным Маратом и Идрисовым Махмутзяном мы наверное не родственники. Мой предок Идрис (от него пошла наша фамилия) переехал в Кульшарипово в 1854 году. Он был то-ли из Казани, то-ли из-под Казани. По дороге во время переезда у него родился мой прадед Мударис. Кульшариповцы ему землю не дали, и он зарабатывал на жизнь швейной машиной, шил и одежду, и шубы, и тулупы. Знаю даже место, где он жил в первое время в землянке. Спустя значительное время, когда мой прадед Мударис подрос, им дали немного земли (примерно я знаю где). Там они выращивали огород. Когда я рос, это место уже пустовало, так как для земледелия не годилось. Мать же моя (Зафарова Фатыма) родом из Асекеева, она Вас помнит. После окончания школы она там же поработала пионервожатой, потом отучилась в Бугурусланском пединституте, и по распределению попала в Кульшарипово. Сейчас в Асекеево живут мой дядя Зафаров Камиль и двоюродный дядя Зафаров Рашит. По истории Кульшарипово пока ничего нет, буду искать. Если получится найти, буду сканировать. А как разместить отсканированные тексты на этом форуме?

Ринат: Сообщение Ильдару Идрисову. Ильдар, я просмотрел ревизские сказки за 1859 год апреля месяца и твоего прадеда Мудариса Идрисова я не нашел. Как ни удивительно прозвучит писарь-переписчик Иван Львов очень точно всех здесь записал. 3 семьи переведены в Кульшарипово по решению командуещего башкирским войском . 2 семьи из Асекеево , 1 из Мукменево (мулла). Скорее всего твой прадед переехал , когда упразднили башкирское войско и отменили крепостное право. Это 1863-1870 год. И если он был портным в Кульшарипово, он точно знал моего прадеда Насырова Шагимурзу , в народе Шаймурза. Он был купцом 2 гильдии и держал в Кульшарипово мануфактурную лавку. Что ты еще знаешь про Мудариса -бабая и его детей!?


Yalgiz Bure: Ринат, в том сообщении, которое удалил (после удаления твоего) я предположил, что, возможно, в РС нет упоминания о М. Идрисове, т.к. он не жил (официально) в селе. Ведь Ильдар Идрисов писал, что Кульшариповцы ему землю не дали... Знаю даже место, где он жил в первое время в землянке. И кроме этого у меня к тебе теперь вопрос: где ты узнал, что твой прадед был купцом 2 гильдии? Тоже в РС? Дело в том, что я недавно узнал от своей двоюродной сестры со стороны мамы, что наш дед (с маминой стороны) был купцом 1 гильдии. Много ранее слышал от другого двоюродного брата, что дед занимался торговлей и был довольно богат. Больше ни от кого ничего подобного не слышал. (Мои родители подробности о своих родителях не рассказывали...) Не очень в это верится, но все равно хочется выяснить правда ли это.

Ильдар Идрисов: Ринат пишет: Ильдар, я просмотрел ревизские сказки за 1859 год апреля месяца и твоего прадеда Мудариса Идрисова я не нашел. Возможно, в то время фамилий у татар еще не было? Тогда он должен был числиться Мударисом Идрис улы? Приведенные мной факты от внуков Мудариса Сулеймана, а также моего отца Ильяса.

Yalgiz Bure: Ильдар Идрисов пишет: Возможно, в то время фамилий у татар еще не было? Да, раньше у татар в качестве фамилий были клички (у некоторых они сохранились до сих пор). Нельзя точно сказать когда у татар появились фамилии (русофицированные), которые передавались от отца к сыну и далее. Вероятно в разных регионах это было по-разному. По крайней мере, начиная с моего деда (1865г.р., с. Алькино, Похвистневского р-на, у которого была фамилия по имени его отца) и далее, фамилия в нашем роду уже не менялась. С давних времен в русских документах у татар в качестве фамилий использовалось имя отца. Поэтому фамилия деда могла отличаться от фамилии его сына, внука и т.д. И, в любом случае, в документах фамилия должна присутствовать (возможно по имени отца).

Ильдар Идрисов: Ринат пишет: я просмотрел ревизские сказки за 1859 год апреля месяца В это время ему было 4 годика. С какого возраста переписывали жителей?

Ильдар Идрисов: Ринат пишет: Что ты еще знаешь про Мудариса -бабая и его детей!? Мударис бабай умер в 1918 году. Когда родился мой дед Шарип, ему было уже 42 года... У Мудариса было 6 детей от Фатимы (Шаех, Шарип, Хатима, Шакир, Зариф и Вагиз), и еще дочь Зайтуна от Бибикамала.

Ильдар Идрисов: Ринат пишет: Что ты еще знаешь про Мудариса -бабая и его детей!? Приезжала на днях моя тетя родная по отцу из Казани. Вспомнила, что у Идриса бабая кроме Мудариса были еще сыновья Харис и Фарис. У Хариса был сын Габит, он еще жил, когда я был маленьким. Кроме этого, она вспомнила, что Идрис бабай был не бедным, у него было около 100 овец и занимался он пошивом обуви - у нас называется "читек". Это такие сапожки из тонкой кожи. Пришел он в Кульшарипово не один, их было несколько семей. Чуть попозже напишу про них, пока информация не полная...

Ринат: Здравствуйте. Мударис никак не мог жить нелегально, тогда это было почти невозможно. Если их не приняли в крестьянскую общину Кульшарипово..они с позиции крестьян тех лет были изгоями и хотя Кульшариповцы были очень (на то время) верующими мусульманами им ничего не стоило жестко обойтись с пришельцами, доложить старшине, обидеть ну и т.д.

Ринат: В электронной версии Самарского обл.архива есть фонд 150 опись 4 и различные дела , вот одно дело 196 в нем я нашел Шаймурзу. Ты ничего не слышал о моем прадеде? Как фамилия и имя твоего деде и где он жил...я взгляну!?

Yalgiz Bure: Ну почему обязательно нелегально? Просто не выделили землю, на которой он мог бы вести хозяйство. А раз у него не было земли, переписчики не включили его в свои списки. Ну это просто мои домыслы. В Асекеево, например, есть район Ясашное. Никто точно не может сказать как возникло это поселение. Слышал только, что вроде как жители Асекеево не пустили этих поселенцев к себе, поэтому они и поселились в стороне от села. Насчет того, что кульшариповцы были в то время очень верующими мусульманами я сомневаюсь... Верующие мусульмане не должны употреблять алкоголь, пьянствовать. По воспоминаниям же Дана Кинельского, его отец, который был тогда муллой в Тарханах и Кульшарипово, бил палкой таких пьяниц. За что сами избиваемые его и благодарили :)

Ильдар Идрисов: Yalgiz Bure пишет: Насчет того, что кульшариповцы были в то время очень верующими мусульманами я сомневаюсь... А как насчет того, что Кульшарипово - единственное село в районе, где в период "развитого социализма" действовала мечеть? Я помню, что в пятницу на намаз съезжались старики на повозках, машинах и мотоциклах со всего района. А так как дом моих родителей находится напротив мечети, то наши родственники и знакомые заходили к нам пить чай... А может собирались и в других деревнях, просто я тогда религией не интересовался.

Yalgiz Bure: Ильдар Идрисов пишет: А как насчет того, что Кульшарипово - единственное село в районе, где в период "развитого социализма" действовала мечеть? Я помню, что в пятницу на намаз съезжались старики на повозках, машинах и мотоциклах со всего района. Ну ты же сам пишешь, что собирались только старики. Вот они строго придерживались основам ислама. Более молодые - не очень. Действительно, в годы советской власти (по крайней мере во времена Хрущева и Брежнева), если и не поощряли, но и не было особых запретов на религию. Стариков не "трогали". Более молодых могли исключить из пионеров, комсомола, партии. В Асекеево не было мечети, хотя когда-то Махмутзян Идрисов, бывший муллой в Кульшарипово, учился в медресе при мечети именно Асекеево. Мой сосед (отец секретаря сельсовета Махтумзянова Масхута абый), которому в 60-х было примерно 75 лет, в эти годы неофициально был муллой в нашем махалле. Его приглашали на все мероприятия - свадьбы, похороны, обрезания... Я написал "сомневаюсь", основываясь на воспоминаниях Идрисова Абдуллы (Дана Кинельского) о своем отце Идрисове Мухамутзяне, бывшего муллой в Тарханах и Кульшарипово. Муллой он был не указным,а был "назначен" муллой односельчанами. Вот выдержки из его воспоминаний (описываются приблизительно 1910 годы): "...Религиозное воздействие на народ не было сильным - свободный, вольный был народ. Женщины перед мужчинами лиц не закрывали, религиозные обряды точно не выполняли. В мусульманских семьях пили спиртное, курили. С приходом в мечеть муллы Мухаметзяна, он стал бороться с этим злом... ,,,Курящие и пьющие мусульмане обходили его на улице стороной, т.к. при встрече он их бил палкой. Однажды я видел, как отец избивал молодого, сильного человека и приговаривал: "Зачем пьешь, дурак! Вот тебе, не пей в следующий раз чертову воду!" А тот терпел и приговаривал: "Бей, бей, мулла абзый, сильнее бей!"..."

Ильдар Идрисов: Yalgiz Bure пишет: "...Религиозное воздействие на народ не было сильным - свободный, вольный был народ. Женщины перед мужчинами лиц не закрывали, религиозные обряды точно не выполняли. В мусульманских семьях пили спиртное, курили. С приходом в мечеть муллы Мухаметзяна, он стал бороться с этим злом... ,,,Курящие и пьющие мусульмане обходили его на улице стороной, т.к. при встрече он их бил палкой. Однажды я видел, как отец избивал молодого, сильного человека и приговаривал: "Зачем пьешь, дурак! Вот тебе, не пей в следующий раз чертову воду!" А тот терпел и приговаривал: "Бей, бей, мулла абзый, сильнее бей!"..." Не удивительно. Как и в настоящее время, люди разные наверное были. Даже у одних и тех же родителей дети могут сильно отличаться, несмотря на общие гены и одинаковое воспитание. Думаю, и в других селах тогда и водку пили, и в мечеть ходили...

Yalgiz Bure: Воспоминания Дана Кинельского собирались издать его потомки. Как я понял, как архив семейной истории... Отрывки из воспоминаний мне присылал Марат Хамидулин, он здесь появлялся в соседней ветке. Но присылал их для меня лично, с просьбой не передавать никому...

Ринат: Наберите в Яндексе Аис Цгасо , там будет войти в Аис Цгасо, но там надо будет регистрироваться.

Ринат: Здравствуйте. Вы не могли бы мне пожалуйста своими словами рассказать , что написал Дан Кинельский о Кульшарипово. Я собираюсь писать заметку и мне это очень важно...пожалуйста!?

Yalgiz Bure: Ринат пишет: Вы не могли бы мне пожалуйста своими словами рассказать , что написал Дан Кинельский о Кульшарипово. Почему-то не видел раньше это сообщение... Там, в основном, описание жизни, привычек, характера и т.д.... его отца Махмузяна Идрисова. О Кульшарипово, практически, ничего нет. Есть небольшое описание Тархан и легенда возникновения этого села. Легенда, в общем-то, напоминающая подобные легенды возникновения других сел...

Ринат: И вот еще что...В яндексе можно набрать Архивы Башкортостана. www.edoclib.gasrb.ru Вот Вам отличная ссылка и Вы можете смотреть ревизские сказки . Прочтите там " помощь" и прочтите. Только ссылку наберите руками.



полная версия страницы