Форум » История сел » Пишем историю » Ответить

Пишем историю

Yalgiz Bure: Зачастую невозможно найти, почитать историю возникновения многих сел, деревень, а иногда и некоторых городов. Нет даже истории ближайших лет: до революции, после нее... Пока еще живы старожилы, можно сохранить хоть какую-то частицу истории родного села. Займитесь этим. Расспрашивайте старожилов, пожилых односельчан, своих родителей и родных. Возможно сохранились какие-то рассказы, легенды их родителей, их бабушек и дедушек. Записывайте эти рассказы. Возможно когда-то, в далеком будущем вас за это, с благодарностью, будут вспоминать ваши односельчане... Те истории некоторых сел, которые есть на сайте, были написаны в 1950-х годах учениками АСШ.

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All

Marat X: Хаерле кен хермятле форумчелар! Я являюсь прямым потомком Махмутзяна Идрисова - отца Дана Кинельского (Абдуллы Идрисова) Д. Кинельский приходился сводным братом по отцу моей прабабушке Фатыме. Д. Кинельский оставил после себя рукописную (на печатной машинке) биографию о своей жизни на татарском (башкирском) языке - воспоминания об отце и т.д. В этой биографии также упоминается о предках Идрисовых, о которых Дану рассказывал его отец Махмутзян - названы 5 или 6 имен, первое из имен относится к 16 веку. Сейчас тетрадь с биографией находится у тети. Может быть кому то будет это интересно. Судьба семьи вообще трагичная: Махмутзяна расстреляли в 1937 г., членов семьи объявили врагами народа. Поэтому Абдулла Идрисов взял себе псевдоним - Дан Кинельский. Сам я также хотел бы восстановить свою шажаре, поэтому буду рад если кто-то поделится какой то информацией. Меня заинтересовала фраза: "Отец его (т.е. - Махмутзян) родом из соседней деревни Тарханово - башкир племени Кыпсак" Да, он действительно был родом оттуда. Но вот откуда информация, что он был из племени Кыпсак?

Фарит: Вот интересное об истории села Асекеево. Наши аксакалы говорят, что основателем села был Эсэкэй бабай. Но это имя Эсэкэй сейчас не встречается. Поэтому некоторые говорили, что Асекеево от башкирского Асэй. Но оказывается такие имена есть и даже среди мурз! Может действительно основатель села приехал сюда из центральной России. Об этом шла речь на конференции «Татарской газеты» http://www.yuldash.com/tg/index.php?id=19270&q=mes

Yalgiz Bure: Ну что, земляки? Асекеевцы, султангуловцы, кульшариповцы....! Чего молчим? Ведь время идет, старики умирают (к сожалению) и они уже не смогут рассказать многое из того, чего мы, современные люди, уже не узнаем. Неужели нет тех, кто начал бы это нужное дело? Школьники, обращаюсь к вам. Ваши истории, рассказы будут размещены на сайте. Хотя бы из-за этого можно начать эту работу. Ваши имена станут известны многим, благодаря Интернету. Да и инересно же это! На сайте (Асекеево) есть описание могильного камня, найденного в Асекеево, в 1938г. на старом кладбище (сейчас там территория АСШ). На камне была выбита дата 1496г., но я недавно выяснил, что такой даты не могло быть, поскольку такая дата по мусульманскому календарю - это будущее - 2073г. И вот загадка - почему стояла такая дата на могильном камне... Как видите история - это загадочно и интересно... Почему Асекеево так называется? Почему Бугуруслан так называется? Есть легенда, что на этой территории раньше жили львы (по-татарски - арслан). Почему Похвистнево так называется? Откуда это название?


Yalgiz Bure: Фарит пишет: Вот интересное об истории села Асекеево. Наши аксакалы говорят, что основателем села был Эсэкэй бабай. Но это имя Эсэкэй сейчас не встречается. Поэтому некоторые говорили, что Асекеево от башкирского Асэй. Но оказывается такие имена есть и даже среди мурз! Последнее время мало кто заходит на сайт и форум Асекеево. Но я иногда просматриваю что ранее писали на форуме... Цитата выше - это Фарит писал в 2006г... Тогда я еще мало знал по истории Асекеевских сел, и сейчас знаю не все, но уже гораздо больше. Теперь уже известно, что Асекей (Әсәкәй) - это был реальный человек. Он из рода Манаша, если точнее - это праправнук Манаша. Отца Асекеея звали Ахмет. Вообще, значительная часть поселений, в том числе и в Асекеевском районе, получало свое название по имени основателя. Как, например, Кульшарипово, Султангуллово, Мукменнево, Кутлуево, Алексеевка, Заглядино и т.п. Версия происхождения названия села Асекеево от башкирского слова асей (мама) или асекей (мамочка) и, таким образом, утверждение о башкирского происхождения села Асекеево, на мой взгляд, очень сильно притянута за уши. Как известно, род Манаша, к которому принадлежал Асекей, владел вотчиной в нынешнем Рыбно-Слободском районе республики Татарстан. В то же время этот род владел и поместными землями на территории Асекеевского и Бугурусланского р-нов, части нынешних Северного, Пономаревского, Матвеевского р-нов Оренбургской обл. А также части Похвистневского р-на Самарской обл. На этих землях они не селились (это было небезопасно), а только пасли скот, заготавливали сено, собирали ягоды и занимались бортничеством, охотились и ловили рыбу. Позднее, примерно с середины 18 века, потомки рода Манаша стали поселятся уже и на своих поместных землях. Именно в это время и возникло Асекеево. Потомков рода Манаша в разное время называли по-разному, татарами очень редко, чаще всего тарханами (как тарханных владельцев земель) или башкирами. При этом надо иметь в виду, что "башкиры" в те годы - это еще и сословие, т.е. служилые люди. Совсем недавно я выяснил, что тоже являюсь потомком рода Манаша, причем как со стороны бабушки, так и со стороны дедушки (родителей отца). Моего дедушку в архивных документах так же называют "башкиром". Но вот только мой отец, сын этого "башкира", а также все его братья и единственная сестра разговаривали (вероятно как и их отец) только на татарском. Называли себя татарами. Следует, однако, заметить, что часть потомков Манаша временами несла службу и на территории нынешней Башкирии. Некоторые возвращались назад, а кто-то, вероятно, так и оставался в Башкирии. И вполне вероятно, что их потомки сейчас называют себя башкирами...

Yalgiz Bure: Вот что написал журналист районной газеты из Башкортостана Талгат Шагманов: "...уже болле 7-и лет изучаю свою генеологическое древо - шежере. Я оказался башкиром из рода Тамъян, потомком башкирского князя Шагали Шагмана. Потомки башкирского князя Шагали Шагмана сегодня проживают в Абзелиловском, Белорецком, Мелеузовском, Миякинском, Бакалинском, Кармаскалинском. Баймакском и Гафурийском районах Республики Башкортостан, а также в нескольких деревнях Республики Татарстан и в Асекеевском районе Оренбургской области. Мукминово, Новомукминово, Кульшарипово и Новокульшарипово основаны потомками Шагали Шагмана. Об этом сведений, исторических документов достаточно. И информаторы, т.е.владельцы шежере потомков башкирского князя тоже подтверждают. Ветвь шежере деревни Мукминово Асекеевского района: Таман бей - Балун бей - Уразай бей - Мутай бей - Кырай бей - Шагман - Шагали Шагман бей и князь - Бураш - Бикей - Кильмат - Дусмухамет - Кулшариф - сыновья Кулшарифа Мукмин, Мухсин и Мустафа - сыновья Муъмина: Габдрахман, Курбангали, Хисаметдин и Валит; сыновья Мухсина: Муратбакый, Муслим; сыновья Мустафы: Шамсетдин, Нигматулла - сыновья Хисаметдина: Ильяс, Губаит; сыновья Валита: Исхак, Габдулмажит; сын Муратбакыя Габделяппар; сын Шамсетдина Мифтахетдин. Это шежере взято из книги "Башкирские шежере". В этом перечне имена Кулшариф и Мукмин созвучны названиям деревень Кульшарипово и Мукменево... Кстати, в истории некоторых наших сел говорится, что они были основаны башкирами. Правда следует отметить, что когда-то название башкир было сословием, в которое могли входить этнические татары, башкиры и даже чуваши и возможно поэтому жители всех этих деревень (потомки тех "башкир") считают себя татарами и разговаривают по-татарски. Хотя и не исключено, что основателями этих деревень были этническими башкирами, которые в последствии ассимилировались среди татар.

Фарит: В Башкирии, рядом с Абдулино, есть даже деревня Исякай. Тоже созвучно. А эти «исследования» похожи на политзаказ накануне переписи населения. В прошлый раз башкирами пытались записать все татарское население западной Башкирии. Теперь и татар соседних регионов «башкиризуют».

Фарит: Вот Алькинцы молодцы. И историю свою нашли и сабантуй федеральный проводят. «Татарстан фәннәр Академиясенең Шиһабетдин Мәрҗәни исемендәге тарих институтыннан Гали аулына куанычлы язма килеп төште. Бу тарихи белешмә өлкәнең Гали аулына нигез салу турында. Рус патшалары Михаил Фёдорович, Иван Алексеевич, Пётр Алексеевич имзалаган документлар тупланмасында бүгенге Гали аулына кагылганнары да бар. Бу документта түбәндәге юллар бар:”...отец матери Миняша (Монаша) Гульбастан был пожалован ханом Ибрагимом тарханной грамотой.” Гөлбостанның атасына Ибраһим хан тарханлык биргән булган. Ә ул заманда тарханлык гаҗәеп зур өстенлекләр биргән адәм баласына. Казан архивларында Гөлбостан – хатынның улы Мөхәммәд –Азизханга бирелгән тарханлык ярлыгы сакланган. Миняшларның нәсел ыруын, шәҗәрәсен тикшереп чыккач, рәсми кәгазьләр шуны күрсәтәләр. Тархан Булат Монашев Кинель елгалары буйлап кондыз ауларга рөхсәт кәгазе ала. Бу документ 1613 ел белән теркәлгән. Әлбәттә бу инде икенче теркәү. 1467-1479 еллардагы Ибраһим хан Монашевларның бабаларының бабаларына ук тарханлык биргән булган бит. Тарих фәннәре докторы Дамир Исхаков имзалаган һәм мөһер суккан документта Монашевларның ерак бабалары нигез салган Гали аулының тарих башын 1613 елдан башларга тәкъдим ясалган., ә чынында исә Али бабайга тарханлык әле 1479 елны ук бирелә. Борынгы “Али” рус мохитендә Гали булып түгел, ә “Алькино” булып китә». (http://www.tatarlarsamara.ru/index.php?p=3&cat=41). А Алькино, замечу, в километрах 40, напрямую, от Асекеева. Наше село тоже рядом с Кинелем. А дата 1497 у нас уже возникала в связи с «историей камня на могиле»

Yalgiz Bure: Не исключено, что возраст Асекеево примерно такой же, как и у Алькино. Возможно где-то в архивах есть документы, подтверждающие это. Нужно попробовать их найти. Но кто этим будет заниматься? Насчет намогильного камня, обнаруженного на старом кладбище Асекеево, на котором вроде бы стояла дата 1496 - с этим много вопросов... Вот взято с http://gh32.freehostia.com/1/22/index-22.html О дате основания с. Алькино (Гали аул) Похвистневского района Самарской области Дата основания данного села была установлена на основании архивных данных, в числе которых и сохранившиеся в составе дела за 1792 год копии царских пожалований Михаила Федоровича, Ивана Алексеевича Петром Алексеевичем XVII в. (см. приложение). Кроме того, во внимание принято и родословие, в котором фигурируют и предки жителей с. Алькино, часть из которых известна по отмеченным выше документам. В этом родословии есть примечательное место о том, что «отец матери Миняша (Монаша) Гульбостан был пожалован ханом Ибрагимом тарханной грамотой». Между тем, один из тарханных ярлыков казанского хана Ибрагима (дата - не позднее 1479 г.), данного сыну «Гульбустан-хатун» по имени Мухаммед-Азизхан, сохранился (см. приложение). Согласно документам, предки жителей с. Алькино в 1613-1617 гг. жили (или числились) в деревнях Кугарчино Ногайской дороги и Чаллы Зюрейской дороги Казанского уезда. Будучи служилыми тарханами, но затем, в 1615 г., «сошли в Уфимский уезд» и стали «служить по Уфе в тарханах», оказавшись на территории «Кипчакской волости», т.е. в бассейне реки Кинель. Затем из-за набегов казахов они некоторое время жили в деревнях соседних башкирских волостей (Юрмийской, Балярской, Еланской), но в 1744 г. вернулись обратно на свои вотчинные земли в бассейне реки Кинель. Возможно, этот возврат происходил неоднократно, так как в грамоте за 1695 г., в которой упоминается один из потомков Миняша (Монаша) служилый тархан Кутлугуш Дюскеев, также есть примечание о том, что «наперед сего жили в разных волостях». В целом, начальный период освоения территории по реке Кинель предками татар с. Алькино можно отнести к 1613 г. Однако не исключено, что эти земли, названные в документах «вотчинными», принадлежали данной группе населения и раньше - в частности, на это заключение наталкивает упоминание тарханного ярлыка казанского хана Ибрагима (1467-1479 гг.). Во всяком случае, в соседних районах современной территории Татарстана известны аналогичные пожалования времен правления казанского хана Сафа-Гирея. Полагаю, что на основе имеющегося комплекса исторических документов и материалов можно говорить о 400-летии со времени основания с. Алькино (Али аул). Кстати, село названо по имени прадеда упоминавшихся в документах Килея и Булата Монашевых - Гали (Али), жившего в середине XVI в. То есть, реально дата основания села, скорее всего, древнее. Но в данном случае лучше ориентироваться на документально установленную дату. Руководитель Центра этнологического мониторинга Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доктор исторических наук Д.М. Исхаков

Shagmant@mailru: Фарит! Не политизируй, пожалуйста, мою шежере. Я не хочу ни с кем ссориться, а просто ищу своих соплеменников на основе подлинных документов.

Фарит: «Друг моего друга, жена брата которого работает на правительство, сказала, что я потомок Ченгисхана…» Значит, в Асекеево живут потомки великого полководца... Верно? Таких «историй» великое множество. А нужны факты. Что касается вопроса о том, кто будет искать историю Асекеева, то отвечу, что у нас есть множество официальных организаций, которые могли бы легко послать запросы в тот же Институт истории. И получить не менее официальные ответы. Но им, видимо это не нужно. Хотя любой мэр, в моем понимании, должен был бы счастлив установить, что его городу допустим 500 или даже 1000 лет. Это повод гордиться, это повод организовать большие торжества в честь юбилея, это финансирование, это престиж, это воспитание подрастающего поколения, это дружба и толерантность… Но…

Yalgiz Bure: Насчет названия башкир и татар возникает путаница... Вот из параллельной темы http://asekeevo.borda.ru/?1-3-0-00000007-000-0-0-1262640154 : "...Известно, что к 1690-м гг. у служившего «по Казани» сына Сулеймана Монашева Юсупа поместье находилось в д. Челны Зюрейской дороги. Вотчина же его располагалась «за Камою рекою по Кинеле реке по обе стороны до вершины да по Кинельчике реке по обе ж стороны до вершины да по двум рекам Саврушам да по третьей речке Аманаке, что промеж ими течет да по Зычайке речке». В 7199 г. (1690–1691 гг.) на эти же земли по р. Кинель была дана грамота служилому татарину Ишейке Тохтарову, чей дед являлся двоюродным братом Килея Монашева. Потомки Монашевых, носившие позднее фамилии Манашевых и Сулеймановых, при этом уже именуются башкирами–вотчинниками. Часть рода Монашевых в ХIХ в. получила дворянство ― известен житель д. Асекеево (ныне с. Асекеево Асекеевского района Оренбургской обл.) дворянин Абдулвали Абдулнасырович Монашев. Позднее, часть рода тархан Монашевых как припущенники поселяется на землях Кыр-Иланской волости, где они проживают в д. Тарханово (ныне Шаранский район РБ)" Вполне возможно, что потомки тех людей, которых называли служилыми татарами, и которые сейчас проживают в Башкирии, сейчас считаются уже башкирами...

Yalgiz Bure: Shagmant@mailru пишет: просто ищу своих соплеменников на основе подлинных документов. Талгат, подлинные документы - это документы, которые на 100% подтверждают, что конкретный человек является именно твоим предком, а не просто однофамильцем... Я, например, общался с со своим однофамильцем, который проживает сейчас в Америке, но он этнический афганец. В Афганистане есть большой род с такой фамилией, но я к ним не имею никакого отношения, т.к. происхождение своей фамилии я знаю. С фамилией Шагманов (Шагман) есть и татары, и казахи, и башкиры и даже, наверное, русские..., ведь не все они твои родственники? Но ты, наверное, все же определил свою родословную не просто по схожести фамилии?

VOVIK:

VOVIK: В 5 км. от Белорецка (Башкортстан) есть деревня Азикеево. Но это не говорит , что мы коем -то образом связаны с жителями этой деревни. Тюркские названия пишутся (произносятся) по русски в нескольких транскрипциях. Как бы мы не хотели этого, но всего сто лет назад Асекеево был деревней где-то в 100 дворов или даже менее и мало вероятно, что селу 500 лет. Узнав когда образовались села Мук-во,Куль-во и Султангулово можно строить догадки, сколько лет Асекеево, т.как эти села однозначно образовались раньше

Yalgiz Bure: VOVIK пишет: всего сто лет назад Асекеево был деревней где-то в 100 дворов или даже менее и мало вероятно, что селу 500 лет. Село Алькино тоже не очень большое, оно даже меньше Асекеево, но официально (документально) доказано, что ему 400 или даже более лет.

Фарит: Еще «древность» села определяют по естественной убыли населения, проще говоря, по кладбищам. По количеству захоронений. Так вот, в Асекеево кладбищ 6: центральная – самое большое, на Кашлаке - новое, в Яна ауле, Ясашном, Танае – около стадиона и на месте нынешней школы.

Yalgiz Bure: Пообщался в "Вконтакте" с канд. историчеких наук из Казани (он из Абдулинского р-на), вот что он пишет: "Я Д.М. Исхакова знаю лично, он сам старается дать как можно раннюю инфо по образованию сел, что касается Асекеево - это место было центром одного из башкирских родов, и сложно сказать уверенно, что оно образовалось еще в начале 17 века, предпочтительнее дата - середина 17- конец 17 веков. Это пока предположения, постараюсь уточнить у Дамира Исхакова, тем более он же утверждал, что там кочевали некие ногайские роды ссылаясь на исследования Ахметзянова." Исхаков Дамир Мавлявеевич - ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук. Тот самый, который написал о дате основания Алькино (см. выше мой пост N: 520). Т.е. возраст с. Асекеево предположительно 300-400 лет... А еще он обещал попросить Марселя Ибрагимовича Ахметзянова, автора книги Татарские шеджере (Исслед. татар. шеджере в источниковед. и лингв. аспектах по спискам XIX-XX вв.) дать скан этой книги. В ней есть и история некоторых наших (асекеевских) сел. Если удастся получить скан этой книги, размещу на сайте истории наших сел, описанных в книге.

Yalgiz Bure: Получил сообщение от Айрата Тухватулина из Казани, о котором писал выше - канд. исторических наук, который родом из Абдулинского р-на. Я у него спрашивал и о "странной" дате (1496г.) на могильном камне. "Что касается Асекеево, Исхаков однозначно сказал что это век 18, как и все остальные татарские деревни по трактам, тем более эти земли были тарханными владениями старшин, помогавших подавлять восстания башкир и отражавшие набеги мелких остатков ногайских кланов. По-моему, недалеко от Асекеево или в районе есть даже небольшое село Тарханы. Затем они стали центрами ямских станций. Камень скорее всего поставлен в честь какого нибудь ногайского феодала или святого человека (жаль что он утерян). В ходе археографической экспедиции 1998 г. надгробных камней ранее 19 века в наших районах найти не удалось несмотря на все старания, объясняется это материалом камня из которого ставили - "красного", спрессованного песчаника, который максимум может держаться не более 2 столетий Остаются предания и легенды, а также писцовые книги и архивные данные - будем искать. Спасибо за материалы обязательно познакомлю с ними Ахметзянова и Исхакова".

fff: Хорошо было бы человеку живущему в Асекееве перелопатить весь архив райцентра, а уж потом и сельсоветы всего района, и выложить результаты этих исторических исследований здесь. Вообще работать с архивным материалом может любой желающий, или только люди со специальным образованием?

Yalgiz Bure: Работать с архивными материалами, думаю, может любой. А с татарскими архивами тот, кто может читать на старо-татарском, т.е. на арабской графике Вот насчет доступа к этим материалам - не знаю...



полная версия страницы